Вознаграждение экспедитора при международной перевозке ндс

Транспортно-экспедиторская деятельность: НДС-вопросы и не только. Бух

Вознаграждение экспедитора при международной перевозке ндс

Предприятие осуществляет перевозки грузов как собственным транспортом, так и c привлечением сторонних перевозчиков.

С заказчиком заключен договор перевозки грузов, а не на транспортно-экспедиторские услуги. Но перевозку фактически осуществил другой перевозчик.

В таком случае мы считаемся перевозчиками или экспедиторами? Можно ли в этом случае налоговую накладную выписать как на услуги перевозки?

Поскольку вы с заказчиком заключили договор перевозки груза и приняли на себя обязательства доставить груз, а не организовать его доставку, то именно услуги перевозки и должен получить заказчик.

Но вправе ли перевозчик по договору перевозки груза перепоручить перевозку другому перевозчику? У такой версии есть свои сторонники. Аргументы: в ст.

909 ГКУ не сказано, что по договору перевозки груза перевозчик должен осуществить перевозку лично; согласно ст.

528 ГКУ исполнение обязанности может быть возложено должником на другое лицо, если из условий договора, требований настоящего Кодекса, других актов гражданского законодательства или сути обязательства не следует обязанность должника выполнить обязательство лично.

Хотя, считаем, правильнее в данном случае было бы по аналогии «двигаться в фарватере» ст.

902 ГКУ, где сказано, что только в случаях, установленных договором (!), исполнитель имеет право возложить исполнение договора о предоставлении услуг на другое лицо, оставаясь ответственным в полном объеме перед заказчиком за исполнение договора.

Но! Вариант «перепоручения» перевозки другому перевозчику может иметь не совсем хорошие последствия уже для налогового учета.

Ведь в транспортной документации, которая будет подтверждать факт перевозки (в ТТН или в CMR), будут указаны данные фактического перевозчика, осуществлявшего перевозку (в том числе и данные его транспортных средств). Поэтому будет сразу видно из транспортной документации, кто реально осуществил перевозку. В таком случае:

— во-первых, под угрозой может оказаться налоговый кредит вашего заказчика (ведь фактически услугу он получил от третьего лица, но оплату ему не осуществлял). В перевозочных документах указан один перевозчик, а оплату за услуги перевозки получает другой. Налоговики могут не согласиться с тем, что здесь работает посреднический п. 189.4 НКУ*;

— во-вторых, налоговики могут заинтересоваться вообще реальностью операции.

Поэтому, на наш взгляд, в такой ситуации предпочтительнее:

— либо заключить со вторым (привлекаемым вами) перевозчиком договор аренды транспортного средства с экипажем (ст. 805 ГКУ). В таком случае фактическим перевозчиком будете именно вы (вы будете указаны как перевозчик и в товарно-транспортной документации) — и такая операция «более чистая» как с юридической, так и с учетной точки зрения;

— либо заключить с заказчиком договор транспортного экспедирования.

Экспедитор привлекает другого экспедитора

Компания-резидент заказала транспортно-экспедиторские услуги у компании-нерезидента. Экспедитор-нерезидент в свою очередь обращается к нам (экспедитору-резиденту) для выполнения заказа. Наше экспедиторское вознаграждение в этом случае облагается НДС или нет?

Если экспедитор-нерезидент заключает с вами договор на транспортно-экспедиторские услуги от своего имени (а не от имени заказчика), то именно он и будет выступать заказчиком транспортно-экспедиторских услуг в данном случае.

Место поставки транспортно-экспедиторских услуг согласно п.п. «ж» п. 186.3 НКУ определятся по месту регистрации заказчика. Поскольку заказчик — нерезидент, то место поставки будет находиться за пределами таможенной территории Украины, т. е.

такие услуги будут необъектными (без НДС).

Обратите внимание! Под «необъект» попадает именно экспедиторское вознаграждение (ваш доход — как плата за организацию перевозки).

А вот в отношении всех остальных услуг, предоставляемых (перевыставляемых) заказчику-нерезиденту (услуги перевозки, погрузки-разгрузки и прочие услуги), применяем правила налогообложения, установленные для таких услуг.

Вид услугПункт НКУМесто поставки определяетсяНДС с услуг
Перевозкивнутренние (по Украине)п. 186.4по месту регистрации поставщика (перевозчика)— облагаются по ставке 20 %, если перевозчик —резидент*
не облагаются, если перевозчик — нерезидент
международныепп. 195.1.3 и 195.1.2— облагаются по ставке 0 %, если перевозчик — резидент*
не облагаются, если перевозчик — нерезидент
транзитныеп. 197.8— освобождаются (НДСльгота), если перевозчик — резидент*
* Если перевозчик — резидент — неплательщик НДС, то стоимость предоставленных им услуг перевозки не увеличивает базу обложения НДС у экспедитора при предоставлении услуг заказчику (т. е. НН заказчику на эту сумму не выписывается). Причем независимо от того, это внутренние, международные или же транзитные перевозки (вопросы 1 и 10 ОНК, утвержденной приказом ГНСУ от 06.07.2012 г. № 610).
Транспортно-вспомогательные услуги и услуги, связанные с перевозкойпп. «а» и «в» п.п. 186.2.1по месту фактической поставкиоблагаются по ставке 20 %, если фактически предоставлены на территории Украины**
не облагаются, если фактически предоставлены за границей
** Если услуги, которые являются вспомогательными в транспортной деятельности, предоставляются неплательщиком НДС, то стоимость таких услуг не увеличивает базу обложения НДС у экспедитора (письмо ГУ ГФС в г. Киеве от 05.04.2018 г. № 1383/ІПК/26-15-12-01-18).
Транспортно-экспедиторские услуги***п.п. «ж» п. 186.3по месту регистрации получателя (заказчика экспедиторских услуг)облагаются по ставке 20 %, если предоставляются заказчику-резиденту
не облагаются, если предоставляются заказчику-нерезиденту
*** Вознаграждение экспедитору при транзитных перевозках льготируется по п. 197.8 НКУ (вопрос 12 ОНК № 610).

Нужно ли выписывать налоговую накладную на транспортно-экспедиторские услуги (экспедиторское вознаграждение), предоставленные нерезиденту?

Нет, не нужно. Как мы выяснили в предыдущем вопросе, в этом случае операция считается необъектной (ведь место поставки транспортно-экспедиторских услуг определяется по месту регистрации заказчика и находится за пределами Украины). А на необъектные операции налоговая накладная не составляется.

Что касается НДС-декларации, то в декларации показываем предоставление этих услуг в строке 5 и приложении Д6.

Мы — компания — экспедитор-резидент для выполнения услуг по договору транспортного экспедирования нанимаем другого экспедитора. Как в этом случае облагать такие операции НДС?

Статья 932 ГКУ определяет право экспедитора привлекать к выполнению своих обязанностей других лиц.

Но вправе ли экспедитор для выполнения договора экспедирования заключать договор с другим экспедитором? В принципе, ни Закон о ТЭД**, ни ГКУ не запрещают экспедитору привлечь к выполнению договора транспортного экспедирования другого экспедитора (если прямой запрет на это не установлен договором). Это означает и то, что, по большому счету, вы можете перевыставить своему заказчику не только услуги перевозки и прочие услуги, связанные с перевозкой, но и экспедиторское вознаграждение.

Либо (более реальный вариант) — вы можете перевыставить только «покупные» услуги, а экспедиторское вознаграждение включить в свои расходы и выставить заказчику одну сумму экспедиторского вознаграждения.

При этом варианте, если предоставляете услугу нерезиденту , а экспедитор, привлеченный вами, — плательщик НДС, то отраженный налоговый кредит со стоимости экспедиторского вознаграждения, уплаченного привлеченному экспедитору, придется «компенсировать» начислением налоговых обязательств по п. 198.5 НКУ.

Организуем перевозку груза из Германии в Украину. Причем груз будет доставляться последовательно двумя перевозчиками (с перегрузкой). Можно ли такую перевозку считать международной?

Здесь нужно руководствоваться тем, что согласно п.п. 195.1.3 НКУ для целей НДС международной перевозкой признается та перевозка, которая оформлена единым международным перевозочным документом (к примеру, при перевозке автотранспортом это будет СМR).

Под международную перевозку попадет тот маршрут, который указан с CMR.

Если в CMR будет указан весь маршрут перевозки: от места, с которого начинает вести груз самый первый перевозчик, до места, в котором завершает перевозку самый последний перевозчик, то тогда это будет считаться международной перевозкой. Все, что не охвачено CMR (или другим единым международным перевозочным документом), международной перевозкой признаваться не будет.

Простой в международной перевозке

Если при международной перевозке (НДС — 0 %) был простой. Как облагать НДС сумму, полученную как компенсацию простоя?

На практике, как правило, стороны оговаривают в договоре:

— нормативные сроки простоя. Плата за нормативный простой транспорта, если таковая взимается отдельно, штрафной санкцией не считается. А значит, должна рассматриваться как часть услуги перевозки. Поскольку международная перевозка облагается по ставке НДС 0 %, то и плата за такой простой тоже будет облагаться по ставке 0 %;

— сверхнормативный простой. Это, как правило, штрафная санкция, и она на основании п. 188.1 НКУ не подпадает под обложение НДС.

При этом, чтобы не иметь лишних вопросов от налоговиков, лучше в договоре называть такой сверхнормативный простой штрафом.

Обязательно ли в договоре на транспортно-экспедиторские услуги выделять сумму экспедиторского вознаграждения?

В договоре конкретную сумму экспедиторского вознаграждения можно не указывать.

Например, можно прописать, что размер экспедиторского вознаграждения определяется как разница между фактически понесенными экспедиторами расходами и стоимостью услуг, определенной в договоре.

Интересны в этом вопросе выводы Одесского окружного админсуда от 16.12.2016 г. № 815/5739/16.

Так вот, суд отмечал, что Закон о ТЭД не содержит требования о четком распределении в цене договора между платой экспедитору и его расходами, а вместо этого указывает, что расходы экспедитора определяются на основании документов, выданных субъектами хозяйствования, которые привлекались к выполнению договора транспортного экспедирования.

Поэтому в договоре конкретную сумму экспедиторского вознаграждения можно не указывать, но ее придется указать в первичке (Отчете экспедитора/акте предоставленных транспортно-экспедиторских услуг).

Источник: https://i.Factor.ua/journals/buh911/2018/october/issue-44/article-40104.html

Вознаграждение экспедитора при международной перевозке ндс

Вознаграждение экспедитора при международной перевозке ндс
Получите бесплатную консультацию прямо сейчас:
8 (800) 500-27-29 Доб.

389
(звонок бесплатный)

Нормативное регулирование По договору транспортной экспедиции одна сторона экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны клиента-грузоотправителя или грузополучателя выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза п.

Если из договора транспортной экспедиции не следует, что экспедитор должен исполнить свои обязанности лично, экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц ст.

Клиент в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции, обязан уплатить причитающееся экспедитору вознаграждение, а также возместить понесенные им расходы в интересах клиента п. На основании пункта 1 статьи НК РФ налоговая база по НДС при реализации налогоплательщиком услуг, в том числе транспортно-экспедиционных, определяется как стоимость этих услуг, исчисленная исходя из цен, определенных в соответствии со статьей

Дорогие читатели! Наши статьи описывают типовые вопросы.

Если вы хотите получить ответ именно на Ваш вопрос, Вам нужна дополнительная информация или требуется решить именно Вашу проблему – ОБРАЩАЙТЕСЬ >>

Мы обязательно поможем.

Это быстро и бесплатно!

  • Обложение налогом на добавленную стоимость транспортно-экспедиторской деятельности
  • Защита налогоплательщика: НДС 0, а не 18 процентов
  • По какой ставке НДС облагаются услуги таможенного брокера
  • Перевыставление экспедитором счета-фактуры от собственного имени в 1С:Бухгалтерии КОРП
  • Транспортно-экспедиторская деятельность: НДС-вопросы и не только
  • Международные перевозки и НДС

ПОСМОТРИТЕ ВИДЕО ПО ТЕМЕ: ПОЧЕМУ ГРУЗОВЛАДЕЛЬЦЫ ПОЛЬЗУЮТСЯ ЭКСПЕДИТОРАМИ, А НЕ НАПРЯМУЮ ПЕРЕВОЗЧИКАМИ

Обложение налогом на добавленную стоимость транспортно-экспедиторской деятельности

Получите бесплатную консультацию прямо сейчас:
8 (800) 500-27-29 Доб. 389
(звонок бесплатный)

Вы уже зарегистрированы? Пожалуйста, авторизируйтесь, заполнив поля ниже. Или пройдите регистрацию. Забыли пароль? Запомнить данные. Есть предложения, замечания или пожелания? Свяжитесь с редакцией! Мы обязательно ответим.

Экспедитор — резидент, плательщик НДС, для оказания клиенту-резиденту услуг по международным перевозкам привлек по поручению клиента автомобиль у резидента — неплательщика НДС.

В транспортно-экспедиторской деятельности составляющими услуг экспедитора являются собственно транспортно-экспедиторская услуга за которую экспедитор получает вознаграждение и отдельно услуги по перевозке.

Это разные услуги, которые облагаются налогом по разным нормам. Согласно пп. А вот в соответствии с пп. Теперь обратите внимание на п. Получается, что если услуги по перевозке оказываются перевозчиком резидентом , то они подлежат обложению налогом на добавленную стоимость на общих основаниях независимо от того, резиденту или нерезиденту они оказаны.

Экспедиторы для выполнения поручений заказчиков могут заключать договоры с перевозчиками. В случае привлечения экспедитором к исполнению его обязательств по договору транспортного экспедирования другого лица в отношениях с ним экспедитор может выступать от своего имени или от имени клиента.

Если экспедитор выступает от имени клиента, то это договор поручения — и именно такой случай мы и рассматриваем. По условиям вопроса услуги по перевозке перевыставлены экспедитором заказчику поскольку экспедитор действует по договору поручения.

В такой ситуации экспедитору следует внимательно составлять первичные документы: в акте оказанных услуг для клиента отдельно указать суммы вознаграждения за транспортно-экспедиторские услуги и расходы экспедитора на оплату услуг перевозки, уплаченные другим лицам.

Здесь следует обратить внимание на п. Стоит вспомнить, что, в соответствии с пп. Перевозка считается международной, если осуществляется по единому международному перевозочному документу. Налоговики подчеркивают, что это документы, указанные в ст.

При этом под единым международным перевозочным документом имеются в виду документы, составленные на языке международного общения в зависимости от избранного вида транспорта.

Однако в нашем случае мы имеем дело с поставщиком услуг по международной перевозке груза — неплательщиком НДС. Полученную налоговую накладную от такого перевозчика экспедитор вправе включить в реестр полученных налоговых накладных.

Ведь в плату экспедитору не включаются расходы экспедитора на оплату услуг работ других лиц, привлеченных к выполнению договора транспортного экспедирования.

Кроме того, экспедитор перевыставляет услуги по перевозке, и здесь он выступает просто посредником, действующим по доверенности. Подтверждением расходов экспедитора служат документы счета, накладные и т.

Таким образом, экспедитор не является фактическим поставщиком услуг по перевозке.

Поэтому фактически базой для начисления НДС будет исключительно вознаграждение экспедитора. Однако стоит учесть, что услуги по перевозке экспедитор получает без НДС, поскольку они поступают от неплательщика НДС. Первое, на что следует обратить внимание: нужно ли выписывать НН на перевыставленные услуги по перевозке, полученные от неплательщика НДС.

По нашему мнению, основания для выписки НН отсутствуют. Эта операция в приведенном случае вообще не подпадает под объект налогообложения. А вот НН необходимо будет выписать только на поставку услуг по экспедированию по общим правилам.

В декларации по НДС и в Реестре НН показывать операцию перевыставления услуг по перевозке также не требуется, ведь формальных оснований для этого нет. А в нашем случае экспедитор лишь перевыставляет услуги по международной перевозке. RU UA. Попробовать бесплатно Подписка.

Напишите нам Профиль Мои рассылки Моя подписка Выйти. Войти Вы уже зарегистрированы? Или пройдите регистрацию E-Mail Пароль Wrong user.

Международные перевозки и НДС Экспедитор — резидент, плательщик НДС, для оказания клиенту-резиденту услуг по международным перевозкам привлек по поручению клиента автомобиль у резидента — неплательщика НДС.

А вот операцию по поставке услуг экспедирования показываем в строке 1 декларации по НДС. Печать Мои статьи. Архив номеров Последний номер Редакция Подписка.

Что еще дает рагистрация?

Защита налогоплательщика: НДС 0, а не 18 процентов

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения и сообщает следующее. Согласно абзацу пятому подпункта 2.

Таким образом, налогообложению налогом на добавленную стоимость по нулевой ставке подлежат транспортно-экспедиционные услуги, предусмотренные указанным подпунктом 2.

Иные особенности применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость данными нормами НК РФ не определены.

Если экспедитор при оказании услуг по организации перевозок по НДС у экспедитора включается вознаграждение, полученное им за.

Описание ситуации. Для перевозок используются вагоны прочий подвижной состав собственные, арендованные, а также вагоны сторонних собственников, привлеченные по договорам предоставления подвижного состава. По общему правилу подп. В абз. Кроме того, в подп.

Полагаем, что в такой ситуации при выставлении перевыставлении счетов-фактур обществу следует руководствоваться общими правилами подп. Вместе с тем такая схема полностью укладывается в вышеуказанные требования п. Аналогичный подход можно встретить и в разъяснениях контролирующих органов. Согласно п.

В связи с тем, что услуги по привлечению подвижного состава прямо не поименованы в абз.

Перевыставление экспедитором счета-фактуры от собственного имени в 1С:Бухгалтерии КОРП

Электронная подпись за 1 час для: торгов. Для доставки товаров железнодорожным и автомобильным транспортом из порта г. Новороссийска в г.

Черкесск организация привлекает российскую организацию, оказывающую услуги транспортной экспедиции.

Стоимость услуг транспортной экспедиции установлена единой суммой без разделения на вознаграждение за оказанные услуги и компенсацию расходов по оплате услуг перевозчиков и иных третьих лиц, привлекаемых экспедитором.

В соответствии со статьей ГК РФ экспедитор оказывает клиенту грузоотправителю или грузополучателю услуги, связанные с перевозкой груза, или организует выполнение таких услуг.

Анализ перечня экспедиторских услуг, приведенного в нормативных актах, показывает, что в рамках договора транспортной экспедиции могут оказываться услуги, относящиеся как к посредническим заключение договоров перевозки груза , так и к подрядным когда выполнение работ производит непосредственно сам экспедитор.

Поскольку международная перевозка охватывает как 1 услуги перевозки, так и 2 услуги, связанные с международной перевозкой транспортно-вспомогательные услуги и транспортно-экспедиторские услуги , рассмотрим НДС-учет каждых из них. Международные перевозки.

Международной перевозкой считают перевозку пассажиров и грузов с пересечением государственной границы ст. Ее должен подтверждать единый международный перевозочный документ о котором подробнее скажем дальше. При этом также важен статус перевозчика , т.

Международные перевозки и НДС

В соответствии с Законом Украины от Экспедитор транспортный экспедитор – субъект хозяйствования, который по поручению клиента и за его счет выполняет или организует выполнение транспортно-экспедиторских услуг, определенных договором транспортного экспедирования.

Клиент – потребитель услуг экспедитора юридическое или физическое лицо , который по договору транспортного экспедирования самостоятельно или через представителя, действующего от его имени, поручает экспедитору выполнить или организовать или обеспечить выполнение определенных договором транспортного экспедирования услуг и оплачивает их, включая плату экспедитору. Перевозчик – юридическое или физическое лицо, взявшее на себя обязательства и ответственность по договору перевозки груза за доставку к месту назначения доверенного ему груза, перевозки грузов и их выдачу передачу грузополучателю или другому лицу, указанному в документе, регулирующем отношения между экспедитором и перевозчиком. Участники транспортно-экспедиторской деятельности – клиенты, перевозчики, экспедиторы, транспортные агенты, порты, железнодорожные станции, объединения и специализированные предприятия железнодорожного, авиационного, автомобильного, речного и морского транспорта, таможенные брокеры и другие лица, выполняющие работы оказывающие услуги при перевозке грузов.

Новороссийск); услуги по международной перевозке товара морским транспортом экспедитором при организации услуг по международной перевозке . за транспортно-экспедиторские услуги вознаграждение, то в отношении.

Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца. Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 13 мая г.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем направления в их адрес копии определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа.

Роза Кинчинбаева, Управляющий Партнер Группы МинТакс, Сертифицированный аудитор рассмотрела вопросы обложения НДС, в соответствии с применимыми нормами Налогового кодекса РК, при получении казахстанской компанией в пользование вагонов от юридических лиц — нерезидентов, на примере российской компании поставщика, а также порядок выписки экспедиторами счетов — фактур клиенту на основании счетов-фактур, выписанных перевозчиками и другими поставщиками. При этом, перевозки могут осуществляться как по территории РК, так и за ее пределами. В данной статье приводятся нормы Налогового кодекса РК, применимые при получении юридическим лицом-резидентом РК в пользование вагонов от юридического лица-резидента Российской Федерации далее, РФ или третьих стран, а также порядок выписки экспедиторами счетов — фактур клиенту на основании счетов-фактур, выписанных перевозчиками и другими поставщиками. Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи Налогового кодекса, облагаемым оборотом по НДС является оборот, совершаемый плательщиком НДС по приобретению работ, услуг от нерезидента в случае, установленном статьей Налогового кодекса. В соответствии с пунктом 1 статьи Налогового кодекса, работы, услуги, предоставленные нерезидентом РК, являются оборотом налогоплательщика РК, получающего работы, услуги, если местом их реализации является РК, и подлежит обложению НДС в соответствии с Налоговым кодексом.

Савсерис, руководитель налоговой практики юридической компании “Пепеляев, Гольцблат и партнеры”,к.

Вы уже зарегистрированы? Пожалуйста, авторизируйтесь, заполнив поля ниже. Или пройдите регистрацию. Забыли пароль? Запомнить данные. Есть предложения, замечания или пожелания?

Предприятие осуществляет перевозки грузов как собственным транспортом, так и c привлечением сторонних перевозчиков. С заказчиком заключен договор перевозки грузов, а не на транспортно-экспедиторские услуги. Но перевозку фактически осуществил другой перевозчик. В таком случае мы считаемся перевозчиками или экспедиторами?

Получите бесплатную консультацию прямо сейчас:
8 (800) 500-27-29 Доб. 389
(звонок бесплатный)

Источник: https://fifina-nnov.ru/c4/byudzhetnoe-pravo/voznagrazhdenie-ekspeditora-pri-mezhdunarodnoy-perevozke-nds.php

Транспортно-экспедиционные услуги: вопросы исчисления НДС

Вознаграждение экспедитора при международной перевозке ндс

В современных условиях автотранспортным организациям важно не только доставить груз “в целости и сохранности”, но и правильно организовать налоговый учет при осуществлении такой деятельности.

Несомненно, что в наиболее сложной ситуации оказываются бухгалтеры организаций, работающих по договору транспортной экспедиции, а проблемы “повышенной сложности” возникают при осуществлении таких услуг в отношении экспортируемых и импортируемых грузов в части исчисления и уплаты НДС. Среди которых можно выделить следующие:

Вместе с тем, особого внимания заслуживает ситуация с оценкой налоговых рисков у организаций – заказчиков услуг транспортной экспедиции, так как нередко неправильное применение ставки по НДС экспедитором влечет негативные последствия у заказчика как с точки зрения завышения стоимости оказываемых услуг, так и с точки зрения неправомерного предъявления НДС к возмещению или вычету.

Примечание:
* В статье И.А. Баймаковой “Договор транспортной экспедиции: проблемы налогообложения” рассмотрены общие вопросы налогообложения по договору транспортной экспедиции.

В современных условиях автотранспортным организациям важно не только доставить груз “в целости и сохранности”, но и правильно организовать налоговый учет при осуществлении такой деятельности.

Несомненно, что в наиболее сложной ситуации оказываются бухгалтеры организаций, работающих по договору транспортной экспедиции, а проблемы “повышенной сложности” возникают при осуществлении таких услуг в отношении экспортируемых и импортируемых грузов в части исчисления и уплаты НДС. Среди которых можно выделить следующие:

  • определение места реализации услуг;
  • определение налоговой базы;
  • порядок применения нулевой ставки и ряд других.

Вместе с тем, особого внимания заслуживает ситуация с оценкой налоговых рисков у организаций – заказчиков услуг транспортной экспедиции, так как нередко неправильное применение ставки по НДС экспедитором влечет негативные последствия у заказчика как с точки зрения завышения стоимости оказываемых услуг, так и с точки зрения неправомерного предъявления НДС к возмещению или вычету.

Порядок определения места реализации работ (услуг) для целей исчисления и уплаты НДС определен статьей 148 НК РФ. В соответствии с подпунктом 4.1 пункта 1 данной статьи местом реализации услуг по перевозке и/или транспортировке, а также услуг (работ), непосредственно связанных с перевозкой и/или транспортировкой признается Российская Федерация при соблюдении двух условий:

  • услуги оказываются (выполняются) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями;
  • пункт отправления и/или пункт назначения находятся на территории Российской Федерации.

Таким образом, в отношении услуг по перевозке грузов по территории РФ либо перевозке грузов, вывозимых за пределы территории РФ или ввозимых на территорию Российской Федерации, а также транспортно-экспедиционному обслуживанию данных грузов, оказываемых российскими субъектами предпринимательской деятельности, местом реализации услуг признается Российская Федерация.

Местом оказания услуг как по перевозке грузов, так и их транспортно-экспедиционному обслуживанию Российская Федерация не признается в следующих случаях (подп. 5 п. 1.1 ст. 148 НК РФ):

  • оказания услуг российской организацией, если пункт отправления и пункт назначения расположены вне пределов РФ;
  • оказания услуг иностранной фирмой независимо от места расположения начального и (или) конечного пункта перевозки.

Дополнительно следует отметить, что по услугам (работам), непосредственно связанным с перевозкой и транспортировкой товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита*, оказываемых (выполняемых) организациями или индивидуальными предпринимателями, местом осуществления деятельности признается территория Российской Федерации (подп. 4.2 п. 1 ст. 148 НК РФ), но при этом применяется ставка 0 % (подробнее об этом см. далее).

Примечание:
* Международный таможенный транзит – таможенный режим, при котором иностранные товары перемещаются по таможенной территории Российской Федерации под таможенным контролем между местом их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации и местом их убытия с этой территории (если это является частью их пути, который начинается и заканчивается за пределами таможенной территории РФ) без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (ст. 167 ТК РФ).

Определение налоговой базы по НДС при оказании экспедиторских услуг

В соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 статьи 154 НК РФ, налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг). Как отмечалось ранее*, размер дохода по договору транспортной экспедиции может быть определен двумя способами:

  • исходя из полной стоимости договора;
  • в виде вознаграждения.

Примечание:
* Правовой анализ определения размера дохода по договору транспортной экспедиции приведен в статье, опубликованной в статье И.А. Баймаковой “Договор транспортной экспедиции: проблемы налогообложения”.

С учетом принятого в организации порядка формирования дохода налогоплательщику при определении налоговой базы по НДС следует руководствоваться статьей 156 либо статьей 157 НК РФ.

В случае, если организация по договору транспортной экспедиции выполняет услуги перевозчика, то необходимо учитывать положения пункта 1 статьи 157 НК РФ, согласно которому при осуществлении перевозок грузов железнодорожным, автомобильным, воздушным, морским или речным транспортном налоговая база определяется как стоимость перевозки (без включения в нее суммы налога). По мнению автора, в таком же порядке необходимо исчислять налоговую базу и по договору транспортной экспедиции, если стоимость услуг транспортной экспедиции определяется как общая сумма договора.

При осуществлении посреднических услуг по договору транспортной экспедиции для правильного определения налоговой базы следует обратиться к статье 156 НК РФ “Особенности определения налоговой базы налогоплательщиками, получающими доход на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров”.

Как показывает практика, в большинстве случаев ни налоговые органы, ни суды категорично не возражают против применения данной нормы НК РФ при определении налоговой базы в подобной ситуации, несмотря на то обстоятельство, что договор транспортной экспедиции среди вышеуказанных договоров не поименован.

Например, категоричные выводы, подтверждающие изложенную позицию, были сделаны в постановлениях ФАС ВВО от 19.03.

2007 по делу № А31-384/2006-15 и № А31-11508/2005-19: “особенности определения налоговой базы (по НДС) налогоплательщиками, получающими доход на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров, в том числе договора транспортной экспедиции, предусмотрены в статье 156 НК РФ”.

Таким образом, в соответствии с частью первой пункта 1 указанной статьи налоговая база по договору транспортной экспедиции определяется как сумма дохода, полученная в виде вознаграждения.

Порядок применения нулевой ставки по НДС при оказании услуг транспортной экспедиции

Ставка по НДС в размере 0 % применяется в отношении работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны (подп. 2 п. 1 ст.

164 НК РФ).

При этом абзацем вторым рассматриваемой нормы предусмотрено, что “положение данного подпункта распространяется на работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иные подобные работы (услуги)”.

Источник: https://buh.ru/articles/documents/14393/

ЭкспертЗакона
Добавить комментарий